Теория компетентности

По мере продвижения по жизненному пути мы овладеваем различными навыками, умениями и компетенциями.

Малыш учиться ходить, говорить, держать ложку. Ребенок постарше постигает науки в школе, учиться общаться со сверстниками, играть, владеть своим телом. Молодой человек или девушка изучают навыки в профессии, языки, способы разрешения жизненных задач. В течение жизни мы изучаем множество процессов, чтобы чувствовать себя уверенно в жизни — владение деньгами, саморегулирование эмоций, выход из конфликтных ситуаций. Как одеваться, как готовить новое блюдо, как правильно себя вести, как достигать цели, как сохранить или восстановить здоровье, как воспитывать детей…

В итоге — весь наш путь, это обучение новым навыкам и привычкам. И успешность человека в жизни напрямую зависит от того, чему он научился и насколько эффективно он применяет свои навыки в повседневной жизни.
Поэтому не последнее значение имеет способ обучения, этапы овладения различными навыками.

И я хочу напомнить вам теорию о процессе перехода от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности, которая действительна при овладении любым новым навыком.

Теория компетентности

Итак, первый этап в любом деле — бессознательная некомпетентность.

При бессознательной некомпетентности вам неизвестно, что вы не знаете (или не умеете делать) что-либо. Вы находитесь на уровне «Я не знаю о том, что я не знаю».
У вас может не быть потребности в том, чтобы приобрести это знание или умение. Вы еще не представляете, что есть нечто, что могло бы вам быть полезным.
К примеру, вы можете не подозревать, что именно вам нужно, чтобы почувствовать себя счастливее. Может быть некое смутное чувство, но нет понимания, что существует нечто, способное повлиять на ваше ощущение счастья.

Когда возникает более конкретная задача — проявляется потребность или желание совершить какое-то действие, и вы при этом сталкиваетесь с тем, что вы чего-то не знаете или не умеете, проявляется осознанная некомпетентность.

При осознанной некомпетентности вы понимаете, что вы нечто не знаете или не умеете. Это стадия «Я знаю о том, что не знаю». Вы можете увидеть, услышать, прочитать о том, что кто-то умеет делать то, что не умеете вы и вам этого захотелось. Например: вы знаете, что для счастья вам нужно научиться владеть своим гневом, но пока вы не знаете, как это делать. Но видели, что это умеет кто-то другой.

И вы начинаете поиск информации, изучаете теорию, практикуете, тренируетесь, обращаетесь за помощью — то есть проходите через процесс обучения. Вы копируете действия вашего учителя, вы повторяете какие-то действия, вы пробуете то одно, то другое с целью узнать то, чего вы не знаете, или научиться тому, чего пока не умеете.

В какой-то момент вы понимаете, что у вас получается, что есть успехи, что вы научиваетесь.
И это этап осознанной компетентности. В каждый момент времени вы помните, что можете это сделать, но нужно быть внимательным к технологии.
Например, вы напоминаете себе при любом конфликте, что нужно выдержать паузу и сделать несколько выдохов, прежде чем вступить в диалог.

 

И через некоторое время наступает период бессознательной компетентности.

При бессознательной компетентности вы столь часто применяли свои знания и умения, что они стали «привычками». Выполняя соответствующие действия, вам уже нет необходимости продумывать каждый последующий шаг, алгоритм действий заложен в бессознательное (или подсознательное). Теперь вы можете сказать: «Я не знаю о том, ЧТО я знаю». Вы действуете на автомате, не уделяя сознательного внимания. Например, вы больше не беспокоитесь о том, как реагировать в конфликтных ситуациях, а по привычке делаете паузу, дышите, и успокаиваетесь за доли секунды.

В состоянии бессознательной компетентности мы водим автомобиль, наработав много часов практики. Мы читаем, проходим ежедневый путь из офиса домой, моем посуду, готовим привычные блюда…Не уделяя внимания этим процессам, так как научили наше бессознательное выполнять эти приемы.

 

Итак, 4 этапа овладения навыком мы проходим всякий раз, обучаясь чему-то новому.

Далее цикл начинается сначала, потому что возникает новая неосознанная потребность, к примеру, ощущать себя лидером в неоднозначных ситуациях. И мы снова проходим все стадии компетентности, пока не научимся новому навыку, пока он не станет автоматическим.

Эта теория работает в любой сфере, в том числе в становлении и развитии бизнеса.
С каждым новым витком развития бизнеса вы чего-то не знаете и не предполагаете, что вам это нужно знать. Через какое-то время вы осознаете, что вы не понимаете или не умеете делать то, что могло бы поднять ваш бизнес на более высокий уровень. И вы начинаете учиться, и процесс обучения приводит вас к бессознательной компетентности, когда вы ставите свой навык на автомат, когда выполнение нового действия происходит быстро, легко и свободно, по привычке.

Эта теория имеет главную идею — чтобы стать мастером своего дела, автоматически без напряжения выполнять некий процесс, важно пройти период осознанной компетентности — то есть осознанно учиться навыку, настойчиво тренировать его, только такой путь приведет к результату. Если же процесса обучения и наработки навыка нет, то невозможно попасть в область бессознательной компетентности. Невозможно стать мастером.

Поэтому не пренебрегайте повторениями и оттачиванием навыков — только так вы станете действительно Мастером!

Мои группы

Поделитесь с друзьями

Автор

Ольга Леонтьева

Трансформационный коуч, энергопсихолог, процессор. Сертифицированный коуч-практик по темам: отношения, здоровье, личная эффективность, благосостояние.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Ольга Леонтьева, трансформационный коуч © 2014-2017